Космос вовсе не так уж далеко. Всего час езды, если только ваш автомобиль способен двигаться вертикально вверх.

Фред Хойл

Ближний космос

Во времена нашего детства, которое пришлось на 80-90 годы, многие из нас мечтали стать космонавтами. На ночное звездное небо мы смотрели завороженно, а нашими кумирами были Ю.А. Гагарин, В.П. Чкалов, В.М. Комаров, Г.С. Титов и другие Великие люди - космонавты, летчики, ученые и инженеры.

Современная молодежь является довольно широкой социально-демографической группой, составляющей основу будущего. От предпочтений нынешней молодежи полностью зависит дальнейшая жизнь общества, его развитие в культурном и материальном плане. Поэтому вопрос о ценностях современной молодежи приобретает всё большее значение. Одна из наших целей - заинтересовать наукой подрастающее поколение.

Технический прогресс не стоит на месте. В наш век информационных технологий нам стали доступны все современные технологии - сотовая связь на большие расстояния, видео и фото аппаратура, навигаторы и многое многое другое. Благодаря этому, сейчас мы можем самостоятельно осуществить то, чем раньше приходилось заниматься целым институтам - сконструировать и запустить в атмосферу нашей планеты стратостат.

Разработка данного проекта похожа на маленькую космическую программу и поэтому требует ответственного подхода. Стратостат может быть оснащен различными приборами, для мониторинга и сбора данных о состоянии окружающей среды, которые мы в последствии можем обработать и проанализировать.

Метеорологические аэростаты могут подниматься на высоту до 50 километров. Слой атмосферы, простирающийся на высотах примерно от 20 до 100 км принято считать ближним космосом. Фактически, стратостат дает возможность нам самим "прикоснуться" к космосу, осуществить свои детские мечты, побывать космонавтами.

Запуск аэростата в стратосферу Земли подобен запуску настоящего космического корабля, только обходится в несколько сотен раз дешевле, да и намного более доступен обычным людям. Спроектировать и собрать стратосферный аппарат, запустить его к космосу, отследить полет и подобрать зонд на месте его приземления - по-настоящему увлекательное занятие!

  1. Разработка автоматизированного стратосферного радиозонда многоразового использования.
  2. Сбор данных о состоянии окружающей среды на высотах более 20 километров от поверхности Земли.
  3. Получение фото-снимков поверхности нашей планеты из стратосферы.

Второстепенными целями проекта являются популяризация науки в России, а также повышение привлекательности научно-технического образования среди молодежи.

Идея подобного запуска родилась осенью 2015 года. Вдохновение было получено просматривая отчеты и фотографии участников других проектов. Имея опыт программирования и пайки устройств, а также же желание запустить в небо свой собственный аппарат и был рожден данный проект.

Одним из главных вопросов для успешного выполнения данного проекта является получение разрешения на запуск зонда. Стратосферные зонды могут достигать высот более 30 км, в связи с чем есть опасность столкновения с ними самолетов и других воздушных судов. Кроме этого, не нужно забывать, что воздушное пространство контролируется войсками ПВО, которые могут зарегистрировать полет неизвестного объекта и попросту сбить его. В разных странах существуют свои юридические моменты, регулирующие подобные запуски. В Западной Европе, в среднем, получение разрешения на подобные запуски занимает 1-2 недели.

Для разделения задач, а также упрощения и повышения эффективности работы все участники проекта делятся на "отделы". Такое разделение позволяет четко разграничить задачи и не отвлекаться участникам проекта на все вопросы сразу, выполнять только свою часть работы. Конечно такая структура может нарушаться, ведь количество участников данного проекта минимально, и для выполнения тех или иных работ может потребоваться помощь участников других "отделов".

Сокращение Обязанности и задачи
Руководитель проекта РП Распределение задач, согласование работы отделов
Юридическо-закупочный отдел ЮЗО Решение юридических вопросов согласования запуска с различными инстанциями и ведомствами, составление сметы бюджеты, заказ и закупка нужного оборудования
Отдел систем запуска ОСЗ Обслуживание и тестирование воздушных шаров (и их наполнение газом), разработка систем подвеса и крепления в том числе тестирование, оценка грузоподъемности шара, определение надежности всей конструкции в сборе. Кроме того, в перечень задач также входит мониторинг благоприятных метеорологических условий для запуска зонда, моделирование полета, расчет траектории
Отдел систем спасения ОСС Разработка системы спасения зонда, в том числе и парашютно-тормозной системы, ее тестирование
Отдел бортовых систем и электроники ОБСЭ Компоновка электронных элементов полезной нагрузки, проектирование и разработка печатных плат, согласование и тестирование работы всех узлов полезной нагрузки
Отдел программного обеспечения ОПО Проектирование, разработка и сопровождение программного обеспечения как радиозонда, так и неземной станции слежения

Разработка нашего первого автоматизированного радиозонда "Восход"